С одной стороны, действительно существует более благоприятный период для овладения речью. Считается, что он длится от полутора до девяти лет. Далее мозг становится менее гибким. С другой стороны, не только физиология определяет успех в обучении каким-либо навыкам.
Чтобы ответить на вопрос о наиболее благоприятном возрасте для изучения иностранного языка, давайте сначала ответим на вопрос, зачем его изучать?
При постоянном нахождении в языковой среде по сравнению со взрослым в тех же самых условиях, ребенок обучаться будет значительно быстрее и эффективнее, благодаря физиологическим особенностям. Поэтому, если планируется эмиграция или в семье активно используют два языка, то чем раньше вы начнете погружать в языковую среду ребенка, не мешая родной и иностранный, а используя отдельно, тем лучше.
Но есть еще один очень важный фактор – мотивация к обучению. Ребенку неважно, на каком языке он говорит, ему важно, чтобы его понимали. И если его понимают на родном, то мотивации для изучения иностранного у него нет. Именно поэтому учат язык сотни детей, а осваивают единицы, вне зависимости от того, в каком возрасте начинается обучение.
Язык – это не самоцель, а способ коммуникации и получения информации. И в тот момент, когда насущная потребность в этом возникнет, освоение происходит достаточно быстро.
Три подхода к изучению иностранного языка
- чем раньше, тем лучше;
- в возрасте 5—6 лет;
- тогда, когда ребенок сам проявил интерес.
Подход «чем раньше, тем лучше» на первый взгляд дает хорошие результаты. Ребенок неплохо запоминает слова и даже фразы, но не понимает их смысла, произносит автоматически. Если у малыша нет возможности полученные знания использовать, то забывает он их так же быстро, как и запомнил.
Если вы выбрали этот подход, то нужно организовать непрерывность процесса. Повторять с ребенком выученное на уроках в домашней обстановке, включать аудиозаписи и мультфильмы на иностранном языке, разучивать стишки, включать фоном для игр песни. Однако при таком подходе есть опасность, что ребенок начнет путать звуки, родную и иностранную лексику.
Педагоги и психологи сходятся во мнении, что лучший возраст для изучения иностранного языка - от 4 до 6 лет. Однако и здесь не стоит ждать от ребенка глубокого овладения предметом. Наилучшим результатом будет понимание на слух некоторых слов, фраз, способность ответить на них, овладение несложными диалогами. Важно, чтобы занятия проходили в игровой форме, а произношение педагога было правильным.
Совсем иные результаты получают дети, чье желание изучать язык было осознанным. Сила мотивации в сочетании с интенсивными занятиями позволяют добиться того, что через год—два ребенок может прилично объясняться на иностранном языке. Если постоянно поддерживать интерес ребенка рассказами о захватывающих путешествиях в другие страны, о возможности дружить с иностранцами, учиться в интересном ВУЗе и других привлекательных вещах, которые делает доступным владение иностранным языком, то результаты могут оказаться блестящими.
В каком бы возрасте ни состоялось знакомство вашего ребенка с иностранным языком, пусть оно будет радостным и увлекательным!
Практикуете ли вы обучение английскому языку детей младшего школьного возраста? Поделитесь своим опытом в комментариях, наверняка они окажутся полезны нашим читателям.