В чем заключается суть скорочтения?
Как уже понятно из названия, скорочтение – это чтение со скоростью в несколько раз выше средней. То есть если обычный человек читает книгу со скоростью 120-180 слов в минуту, то скорочтец может охватить до 600 слов, в отдельных случаях – и свыше 1000.
Скорость достигается за счет применения особых методик:
- распознавания слов сразу, без проговаривания;
- отказа от перечитывания;
- расширения поля зрительного восприятия;
- концентрации;
- сканирования текста (вычленения ключевых слов и тезисов).
Скорочтение невозможно без хорошо натренированной памяти и навыка концентрации, а также способности критически мыслить, отделять важное от второстепенного. Для этого выполняются специальные упражнения.

Как видите, способы овладения новой методикой кажутся вполне доступными. Но важно понимать, что чтение преследует разные задачи. В ряде случаев люди читают для того, чтобы получить новую информацию. Здесь речь идет об отраслевой, профессиональной литературе. Тогда действительно необходимо научиться быстро вычленять суть, пропускать «воду» и экономить время.
Художественную литературу читают совсем с другими целями: чтобы погрузиться в мир героев – соединившись с ними эмоционально, переживать и сочувствовать; насладиться языком повествования; воспитывать эстетический вкус и развивать грамотность. Вот здесь мы подходим к вопросу, стоит ли дошколят учить скорочтению.
Нужно ли учить дошколят скорочтению?
Сторонники обучения приводят аргументы в пользу того, что с каждым годом нагрузка на школьников возрастает: книг нужно читать все больше, а навыки чтения остаются на уровне первоначальных. Это вынуждает детей тратить на выполнение домашних заданий огромное количество времени, притом что желание читать становится все слабее.
Обучение скорочтению позволяет устранить ошибки, которые тормозят процесс обучения. Благодаря упражнениям на развитие концентрации, воображения, мышления и памяти можно научиться вычленять из прочитанного главное, лучше запоминать информацию, исключить проговаривание.
Но при этом даже сторонники методики говорят о том, что обучать скорочтению нужно начинать только после того, как ребенок освоил обычное чтение. Есть и более категоричные советы - не начинать тренировки раньше 14 лет.
Как научить ребенка скорочтению?
Рекомендуется строить занятия следующим образом: три урока в неделю продолжительностью 15-20 минут. Не нужно допускать переутомления. А лучше постарайтесь добиться того, чтобы ребенок сам хотел заниматься и получал удовольствие от процесса.
Структура урока должна включать следующие элементы:
- разминку (ребенок читает короткий текст, не более 100 слов, а затем отвечает на вопросы о прочитанном);
- работу с таблицей Шульте (это квадрат с цифрами, расположенными в случайном порядке);
- занятия с поврежденным текстом;
- упражнения на развитие логики.

На первом этапе работают с таблицами Шульте, чтобы расширить зрительное поле, проводят чтение с созданием помех для артикуляции, чтобы ребенок отвыкал от проговаривания. На следующем этапе отрабатывают навыки понимания прочитанного. Далее занимаются расширением словарного запаса, что позволит ребенку без труда пересказывать тексты.
Заниматься самостоятельно, в домашних условиях, – вполне эффективно, но можно и отдать ребенка в школу скорочтения или на курсы. Хотя по этому поводу тоже ведутся споры: кто-то говорит о том, что эффективно только индивидуальное обучение, кто-то о том, что групповое.
Как и во всем остальном, принимая решение учить или не учить ребенка скорочтению, нужно четко знать ответ на вопрос, для чего вы это делаете и что хотите получить в результате. Также желательно донести эту мысль и до ребенка, ведь обучение гораздо эффективнее тогда, когда ученик понимает, зачем ему это нужно. А еще лучше – учитесь вместе! Взрослым людям навыки скорочтения особенно полезны, а сфера их применения гораздо шире, чем у детей.