«Капитальные» сложности

Пенсионный фонд России не только выдает населению сертификаты, но и тщательно собирает информацию об их использовании, публикует отчеты. Согласно исследованиям, которые были проведены в начале 2015 года, почти 50% семей, получивших государственную поддержку, не подали заявление на ее реализацию.
Со времени старта программы материнский капитал был назначен 5,6 млн семей. 2,6 млн им не воспользовались. Это значительное количество, согласитесь? В чем дело? Люди не нуждаются в помощи? Но когда появился вариант получить из суммы маткапитала небольшую разовую выплату, 68% владельцев сертификатов подали заявления. Это говорит о том, что люди больше доверяют наличности.
На основании этих фактов нетрудно сделать вывод о том, что семьям помощь необходима, но вариантов ее употребления явно недостаточно, и желательно список расширить. Напомним, что программой предусмотрено лишь три вида использования МСК:
- улучшение жилищной ситуации,
- оплата образования,
- пополнение накопительной части пенсии мамы.
С первыми двумя пунктами есть сложности, а последний и вовсе вызывает скептичную улыбку.
Семьи хотят купить автомобиль
В 2011 году законотворцы начали обсуждение вопроса о включении еще одного направления расходования средств – приобретения машины. Тогда эта идея была подвергнута критике как не учитывающая интересы несовершеннолетних.
Еще более горячие споры вокруг этого вопроса начались в конце 2014 года, и вроде дело сдвинулось. Президент РФ дал распоряжение до февраля 2015 года более подробно проработать идею расходовать материнский капитал на покупку машины.
Аргументы убедительны:
- чтобы купить жилье, нужно обладать запасом собственных средств, а стоимость авто сопоставима с суммой подъемных денег и доплаты не потребует;
- далеко не для всех семей актуален квартирный вопрос, образование маленьким детям еще не нужно, а идея пополнения накопительной части пенсии при отсутствии стабильности в экономике выглядит как «деньги на ветер»;
- сложности с распоряжением МСК делают его не столь эффективным стимулятором рождаемости, как хотелось бы государству;
- машина для многодетной семьи могла бы стать хорошим подспорьем, ведь дети посещают школу, садик, кружки, поликлиники, ездят на отдых;
- для жителей собственный транспорт – единственный шанс иметь связь с городом, а значит, с качественными товарами и услугами.
Очевидно, что автомобиль – прекрасная возможность повысить качество и комфорт жизни многодетных семей, поэтому аргумент игнорирования интересов несовершеннолетних несостоятелен. Да и как можно противопоставлять интересы ребенка приоритетам родителей?
Но есть и контраргументы:
- машина не столь значима, как квартира или хорошее образование;
- даже если сейчас семья обеспечена квадратными метрами, в будущем свое «гнездышко» потребуется детям;
- легкость перепродажи транспортного средства открывает путь к мошенническим схемам по «обналичке» матпомощи;
- за многодетность женщине приходится платить длительным декретным отпуском, а это значит, что ее накопительный счет в ПФ не пополняется и ущемляются права на приличную пенсию.
Этот набор пунктов тоже звучит убедительно.
Материнский капитал на покупку автомобиля

Даже несмотря на предложенные ограничительные меры, такие как запрет на перепродажу и возможность приобретения только отечественных марок, не получилось добиться разрешения использовать материнский капитал на покупку автомобиля; закон принят так и не был.
Однако отдельные субъекты РФ занялись разработкой региональных программ МСК. Размер выплаты ниже, зато возможностей применения больше. Покупка машины в списке тоже есть. Такой проект работает и в Новосибирской области. Распространяется только на семьи, где появился третий ребенок после 2012 года, требует проживания на территории области от трех лет, распоряжаться деньгами можно спустя полтора года после рождения или усыновления третьего малыша.
Чтобы принять участие в региональной программе, нужно обратиться в ПФ РФ, предоставить копию паспорта, свидетельство о рождении третьего ребенка и справку о доходах.