Особенности восприятия левшей
Согласно статистическим исследованиям около 10% людей являются левшами, и процент постоянно растет. Леворукость не является патологией или упрямством ребенка, как принято было считать раньше, это особенность, которую важно учитывать. Распределение функций между полушариями головного мозга у левшей не так ярко выражено, как у праворуких людей. Это формирует специфику познавательной деятельности. В чем она заключается?
- Детям сложно выполнять задания, связанные со списыванием, срисовыванием графики, особенно в последовательности, этим объясняется то, что у левшей почерк хуже;
- Трудности пространственного восприятия: зеркальность письма, ошибки при определении сторон, определении расположения предметов в пространстве;
- Стиль познания – аналитический, материал необходимо разложить на элементы;
- Трудности с переключением внимания, с концентрацией;
- Ошибки в анализе и восприятии букв и звуков.

Эти особенности создают сложности при овладении навыками письма и чтения. Нужно учитывать, что адаптация к школе у леворукого ребенка может быть более длительной и проходить болезненно. Школьная программа, ориентированная на праворуких детей, не дает возможности потенциалу левши раскрыться в полной мере, поэтому ребенку в этом нужна будет помощь со стороны родителей.
Как обучать леворукого ребенка?
При освоении чистописания не стоит требовать от левши, чтобы он писал безотрывно, так же как и с наклоном. Играйте с ребенком в игры, которые помогают развивать зрительное восприятие.
При обучении чтению и письму хорошей помощью будет зрительное запоминание, когда слово, написанное на карточке, сопровождается картинкой. Затем карточки разрезают, отделяя слова от картинок. Задачей ребенка будет подобрать каждому рисунку верную подпись. Это упражнение служит профилактикой зеркального чтения и письма, помогает формировать восприятие слова целостным. Более эффективным обучение математике сделает рисование ребенком схем при решении задач.
Важно заниматься такими видами деятельности, которые требуют использования обеих рук: велосипед, плавание, катание на роликовых коньках. Считается, что обучение на две стороны (левую и правую) позволяет достичь более совершенных и точных движений. Поэтому среди профессиональных спортсменов распространена практика учить левую руку, ногу, глаз - то, что требуется в конкретном виде спорта. Это помогает создавать резерв, которым при необходимости можно воспользоваться.
Полезны занятия творчеством, которые требуют развития координации обеих рук, пальцев и кистей: вязание, вышивка, плетение макраме.
Для освоения направления слева направо, свойственного для чтения и письма, используются следующие упражнения: выкладывание элементов мозаики слева направо, после перехода на нижнюю строку снова слева направо, складывание кубиков по такой же методике, занятия декоративной аппликацией, составление узоров, в которых используются ряды и чередование элементов.
Занятия, развивающие моторику и зрительно-моторную координацию, рекомендуется строить на ежедневной основе, но не дольше, чем 20 минут. Обратите внимание на особенность организации рабочего места ребенка-левши, свет должен падать справа. В классе желательно выбрать такое место, чтобы школьная доска располагалась справа.
К сожалению, несмотря на положительную тенденцию, общество ориентировано на праворуких людей, в том числе и школьное обучение. Поэтому важно уделять внимание психологической подготовке, учить ребенка принимать себя таким, какой он есть. Чем раньше малыш поймет, что люди разные и имеют право быть разными, тем быстрее осознает, что леворукость – это норма, и никак не может стать помехой к тому, чтобы быть счастливым и успешным человеком.